Эстетически чистый спектакль

Автор
Опубликовано: 276 дней назад (23 ноября 2012)
Редактировалось: 3 раза — последний 23 ноября 2012
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
«Позвоните родителям!» - этот призыв рекламного ролика на ТВ середины 90-х помнят многие. Эти и многие другие ассоциации вызывает пронзительный спектакль «Вечер» в исполнении трёх артистов Воркутинского драматического театра, гастроли которого начались в Сыктывкаре в минувший понедельник. Спектакль о страданиях и боли, о жизни одиноких стариков в послевоенной деревне получился на удивление светлым и добрым.

Спектакль «Вечер», показ которого с аншлагом прошел вчера, 22 ноября, на сцене Академического театра драмы им. В. Савина, настоящий и честный. Пьеса Алексея Дударева относится к числу классических произведений советской белорусской драматургии. Она прокатилась волной по многочисленным театрам былого Советского Союза. Спектакль в постановке Амана Кулиева (из Нижнего Новгорода) начинается монологом главного героя по прозвищу Мультик. Действие происходит в настоящем деревенском дворе. Рассуждая о былом и настоящем, герой поднимает ведро воды из настоящего колодца, потом орудует настоящим топором и пилой. Во втором действии герои уплетают яичницу и разрезают буханку хлеба. Надо отдать должное сценографу и художнику театра Ольге Бочке. Внимание к деталям и выразительность декораций без вычурности и сомнительных «наворотов» – таковы её правила работы в каждом спектакле. Во многом благодаря её работе зритель верит тому, что происходит на сцене.

А там - не бутафорский пейзаж, а натуральная картина советского села раннего брежневского периода или поздней эпохи Хрущева. Собственно, точное время не так важно. Важны переживания главных героев – покинутых стариков, чьи дети уехали в город, не пишут и не приезжают. Вот и коротают вечер своей длинной и трудной жизни Василий (Мультик), Никита (Гастрит) и Ганна в труде, воспоминаниях о прошлом и размышлениях о будущем.

«Люди все хорошие, только забыли об этом», - говорит Василий. В этом 80-летнем старике в блестящем исполнении Анатолия Аноприенко, наверное, каждый зритель узнал своего деда, отца, соседа в деревенском дворе… Старик со странностями: разговаривает с солнцем и с радиоприёмником, верит с добро, любовь, мечтает купить коня, чтобы пахать землю и растить хлеб для людей. И даже анонимку председателю написал с указанием своего имени, адреса и наград, заслуженных во фронтовых боях.

Герой Дударева – хрестоматийный мудрый старец. Таких персонажей любил Антон Чехов и Максим Горький. Именно поэтому для писателя Дударева и режиссёра Амана Кулиева особенно сложно было избежать копирования, не скатиться к нравоучениям, благо персонаж подходящий. Но Василий не учит зрителя, он с ним разговаривает, искренне делится своими переживаниями, открыто и спокойно рассказывает даже о том, как прибили его односельчане гвоздями к кресту. А он выжил, прошёл три войны. И не озлобился.

Добрый, честный, светлый образ создал в этом спектакле один из ветеранов воркутинской сцены. Без преувеличения можно сказать, что Анатолий Аноприенко принадлежит к плеяде уникальных артистов. Он из той так называемой старой школы, которую всё чаще вспоминают в эпоху гламурного российского кино и экспериментального театра. В кино так играли Михаил Ульянов и Зиновий Гердт. Аноприенко заполняет собой всё пространство сцены и приковывает к себе внимание каждого зрителя с первой минуты. Он не играет, а живёт в роли. Размышления и страдания Василия – это и мысли, воспоминания артиста о прошлом, боль души о настоящем.

- Счастье – в труде! Отбили охоту у человека трудиться на земле. Молодежь от земли отбили, а она мучается по городам, - сокрушается Мультик.

И тут же вспоминается герой фильма «Белые росы», ветеран труда и трёх войн, в исполнении Всеволода Санаева, персонажи рассказов Василия Шукшина, повестей Петра Столповского… В Анатолии Ивановиче и его Василии всё органично и цельно: речь, движения, поступки. На старости лет решил он признаться своей соседке Ганне, потерявшей на войне мужа и всех сыновей, в чувствах. «Что же раньше молчал?» - спрашивает она. «Стеснялся», - лукавит он, вызывая у зрителей тёплую улыбку. Будто на сцене и не актёр вовсе, а настоящий дед Василий из коми деревни. А заслуженная артистка России Валентина Авраамова не просто вжилась в роль женщины с тяжёлой судьбой: создаётся абсолютное ощущение того, что та самая Ганна из того самого белорусского села каким-то чудом оказалась на сцене и рассказывает зрителю свою историю. Персонаж этот немногословный, но Авраамовой и не нужно слов: ей достаточно взгляда и жеста, чтобы загипнотизировать зрителя. Ты ловишь себя на мысли, что где-то встречал такую вдову или слышал о ней. Или с молоком матери передался тебе образ той бабы Вали или тёти Прасковьи, которые вынесли все тяготы военной жизни в тылу…

Ганна отвечает взаимностью Василию, хотя сватался к ней и другой жених – Никита по прозвищу Гастрит. Это сосед и идейный оппонент Василия. Войну он провёл в тылу, всю жизнь гонялся за счастьем, людям завидовал, изворачивался. Гордится тем, что вывел детей в люди, что дочь прыгает с парашютом, что выиграл в лотерею «Жигули». На смертном одре признаётся, как решил соперника убрать с дороги, написав донос, да так и не нашёл счастья с женщиной, которая любила другого.

Не верит Никита в добро, не умеет любить и терпеть. Но объединяет их с Василием одно – одиночество. Потому и заходит каждый день Гастрит во двор соседа, прицепился как репей, не отодрать. И разговор каждый раз оборачивается спором и бегством Гастрита со двора Мультика. Заслуженному артисту Коми (и художественному руководителю театра) Виктору Ножкину удалось воплотить на сцене такой образ, который люб зрителю. Он и смешон и грозен в своем брюзжании, и жалок и мил в своих попытках оправдать ошибки прошлого, отвратителен в своей подлости и пронзителен в своём желании жить по правде. Только правда у героев разная. Поначалу трудно понять, отчего Василий не прогоняет этого провокатора и скандалиста, почему не запирает двери на засов, а снова и снова говорит «Здравствуй!» Потому что душа добрая, у того и у другого. Только один весь на распашку, живёт по сердцу, а второй – прячется в кокон и доверяет разуму.

«Я сдуру людей учил. А мне бы детей нянчить и хлеб растить. Он святой, хлеб-то», - с такими словами Никита умирает. А спектакль, конечно, заканчивается монологом Василия, не менее пронзительным, чем в самом начале. Монолог, который оставляет надежду.
Спектакль смотрится на одном дыхании. Хотя сюжет прост, действие неторопливое, темы и проблемы сложные. В нём есть душевная глубина и искренность. Кстати, этим и славится театр Воркуты, его уникальные артисты. Потому и слёзы зрителей были настоящими. Сыктывкарцы не сдерживали эмоций. А своими впечатлениями поделились на творческой встрече с актёрами и с режиссёром-постановщиком, заслуженным артистом Карелии, признанным мастером сцены Аманом Кулиевым.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Комментарии (0)
Добавить комментарий